После чудесного обретения
Чудотворной иконы несколько дней перед ней совершались непрерывные моления. В связи с
вышеизложенным, не вызывает удивления тот восторг, с которым встретило
курское духовенство занятие города частями Добровольческой армии в сентябре
1919 года и грандиозные молебны проводимые им в честь побед белых. Так, 3
октября 1919 года газета "Курские вести" сообщала:
"Праздник Покрова
Пресвятые Богородицы совпал с освобождением г. Орла нашей Добровольческой
Армией от большевистского ига. Ввиду этого утром 1 октября в Знаменском
соборе была совершена епископом Феофаном торжественная литургия, к концу
которой на Красную площадь начало стекаться духовенство городских церквей.
По окончанию литургии на Красной площади при огромном стечении народа был
отслужен благодарственный молебен с многолетием Русскому Христолюбивому
воинству и его вождям. К началу молебна приехал г. Губернатор (князь А.А.
Римский-Корсаков) и другие городские власти, которые после молебна пошли с
крестным ходом по Московской улице. Дойдя до Почтового переулка, процессия
свернула вправо и перед женским монастырем было совершено краткое молебствование.
Затем крестный ход двинулся по 1-й Сергиевской улице и дойдя до Благовещенской
церкви и совершив благодарение, повернул обратно по Московской улице к
Знаменскому монастырю. После каждого благодарственного молебствия епископ
Феофан благословлял молящихся святыней города - иконой "Знамения Божьей Матери",
сопутствовавшей процессии и окроплял святой водой".
Но торжество добровольцев было непродолжительным. Уже в середине октября
командир 1-го Армейского корпуса генерал А.П. Кутепов дал понять епископу
Феофану, управлявшему Курской епархией, что Курск может быть временно оставлен
Добровольцами и предложил ему выехать на юг, обещав предоставить перевозочные
средства для него и желающего духовенства.
Епископ Феофан собрал духовенство и разрешил желающим воспользоваться предложением
генерала, тем более, что последний уверял, что Курск будет оставлен только на короткое
время. Тогда епископ Феофан с наместником монастыря, архимандритом Иеронимом
(впоследствии архиеп. Детройтским), и с пожелавшим духовенством отправились
поездом в Белгород, а Курскую чудотворную икону было благословлено с иноками
Знаменского монастыря и Коренной Пустыни отвезти в город Обоянь, в 60-ти
верстах на юг от Курска, куда икону давно приглашали. В случае же
приближения фронта к Обояни поручено было отбыть с иконой в Белгород.
Сопровождали икону следующие иноки: архим. Варнава, настоятель Коренной
Пустыни, иеромонахи Аристарх, Смарагд, Герман, Гермоген, Елеазар, Михаил,
Августин, архидиакон Иоанникий и четыре иеродиакона. Остальная братия решила
оставаться в Курске.
Перед отбытием иконы
отслужили в Знаменском соборе молебен с акафистом Божией Матери, на который
собралась оставшаяся братия и немногие богомольцы, всего около 50-ти
человек. Ровно в 9 часов вечера, 31 октября 1919 года, чудотворная икона
покинула Знаменский монастырь. Из-за рано наступившей суровой зимы пришлось
везти икону в санях. До первой остановки в селе Медведка ее держал на руках
иеромонах Гермоген, впоследствии ставший архимандритом.
В уездном городе Обоянь
нашли приют в местном мужском монастыре. Это было в ночь на воскресенье. На
другой день отслужили литургию и молебен перед иконой. В тот же день
отправились дальше, чтобы не попасть в руки красных. Все эти дни бушевала
страшная метель, и идти было очень тяжело. На санях сидел только держащий
икону, все остальные должны были идти пешком. После трехдневного чрезвычайно
тяжелого пути, иноки с Чудотворной иконой добрались до Белгорода и поставили
ее, по благословению епископа Феофана, в мужском монастыре, где почивали
мощи Святителя Иоасафа. Там икона пробыла около двух недель, все время
посещая дома белгородцев, как бы прощаясь с родным курским краем. 18
ноября, в отдельном вагоне, икона покинула курские пределы и отбыла в
Таганрог, куда и прибыла 20 ноября, в канун праздника Введения во храм
Пресвятой Богородицы.
Три недели пробыла икона в Таганроге, имея пребывание на Афонском
подворье и почти ежедневно посещая дома усердствующих.
Дальнейшие кратковременные
этапы: Ростов, Екатеринодар, Новороссийск. Монахам с иконой часто
приходилось голодать и холодать. Наконец, 1 марта 1920 года, на
пароходе "Святой Николай", Курская чудотворная икона в сопровождении
епископа Феофана и иноков, не пожелавших с ней расстаться, покинула берега
России и из Новороссийска через Константинополь прибыла с Салоники. 2
апреля икона прибыла в древнюю столицу Сербии, город Ниш, где ее с великим
торжеством встретил Нишский сербский епископ Досифей, со всем своим
духовенством и множеством народа. Епископ Досифей был великим другом
русского народа и оставался таковым до самой кончины. Умер он в сане
митрополита Загребского во время 2-й мировой войны.
По усердной просьбе генерала
Врангеля, удерживавшего после Новороссийской эвакуации с горстью
воинов-патриотов последний свободный клочок русской земли - Крым, - Курская
чудотворная икона из Сербии отбыла туда для ободрения воинов. Прибыла она в
Крым на пароходе "Святой Георгий" 14 сентября 1920 года, в день
праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста. Крым в то время уже
агонизировал, и черная туча большевизма окончательно заволокла русскую
землю. Вместе с остатками армии и со всеми желающими покинуть Крым и уйти от
большевиков на чужбину, 29 октября 1920 года, на дредноуте "Генерал
Алексеев", почти ровно через год после отбытия из Курска, чудотворная икона
снова покинула русскую землю, теперь уже надолго.