При нашествии крымских татар на южные пределы России икона для большей
безопасности была перенесена из Коренной Пустыни в Курск, в соборный храм. В
1611 году Пустынь была разорена татарами. Царь Борис Годунов питал большое
благоговение к этой иконе и в благодарность за спасение Курска от голода,
свирепствовавшего при нем почти повсеместно, сделал много ценных пожертвований
на украшение иконы. Благоговение русских православных людей к иконе "Знамение"
было настолько велико, что даже Самозванец, желая привлечь к себе внимание и
сочувствие окружающих, оказывал почитание этой иконе; он приказал перенести ее
из Курска в свой лагерь в Путивле, а затем взял ее с собою в Москву и поставил в
царских хоромах, где она оставалась до 1615 года.
В 1615 году, по особому прошению курских жителей, царь Михаил Федорович
повелел возвратить чудотворный образ из Москвы в Курск и поставить его в курском
соборном храме. В 1618 году с дозволения царя Михаила Федоровича икона была
перенесена в собор Знаменского монастыря, где она все время до революции и
пребывала.
В том же году была вновь отстроена и освящена церковь во имя Рождества Пресвятой
Богородицы в разоренной татарами Курской Коренной Пустыни. Согласно преданию,
именно в этом году Курская чудотворная икона была впервые перенесена
торжественным крестным ходом из городского курского монастыря в "пустыньку, что
на корню". С этого времени установился благочестивый обычай ежегодно, в пятницу
9-ой недели после Пасхи, совершать временно такое перенесение.
Родившийся 19 июля 1754 (по другим данным - 1759) года в старом Курске, в именитой
купеческой семье Исидора и Агафьи Мошниных мальчик, во Святом Крещении был наречен
Прохором (в будущем - преп. Серафим) в честь апостола от семидесяти и одного из первых
семи диаконов Христовой Церкви. Его родители, занимавшиеся строительством каменных
зданий и храмов, были людьми богоугодной жизни, отмеченной добродетелью и трудолюбием.
Незадолго до своей кончины (+1762 г.) Исидор Мошнин приступил к возведению величественного
храма в честь Казанской иконы Божьей Матери и преподобного Сергия Радонежского
(с 1833 года - Курский Сергиево-Казанский кафедральный собор). Его строительство было
завершено матерью Прохора. Примером своей жизни она воспитывала сына в христианском
благочестии и всегдашней радости о Боге.
Покров Божий проявился над Прохором уже с ранних лет. После смерти мужа Агафья
Мошнина, продолжавшая постройку собора, однажды взяла туда с собой Прохора, который,
оступившись, упал с колокольни вниз. Господь сохранил жизнь будущего светильника Церкви:
испуганная мать, спустившись вниз, нашла сына невредимым.
В 1767 году, в 9-ю пятницу по Пасхе, шел крестный ход с чудотворной Курской
Коренной "Знамение" из Знаменского монастыря в Коренную Пустынь. Шествие,
застигнутое сильным ливнем, свернуло во двор Агафьи Фотиевны, сын которой,
9-летний Прохор, был в то время болен так сильно, что уже и не надеялись на его
выздоровление. Незадолго перед тем мальчик увидел во сне Божью Матерь, которая
обещала посетить и исцелить его. Когда ход оказался в их дворе, Агафья Фотиевна
поднесла болящего Прохора к иконе "Знамение", после чего он стал быстро
поправляться. Так Курская икона "Знамение" оказалась связана с житием великого
русского чудотворца, сыгравшего столь важную роль в дальнейших судьбах России. С тех пор
молитвенное прославление Царицы Небесной стало для преподобного постоянным.
Это был последний крестный ход перед его запрещением во время царствования императрицы
Екатерины II. Только при императорах Павле I и Александре I крестные ходы с
Курской Коренной иконой "Знамение" возобновились и превратились в самые
величественные и многолюдные ходы в России.